загрузка......

Паника в воде.Что делать?!

Были мы на одной из самых увлекательных поездок в Болгарии во время смены в лагере 2018г, на диком острове. Лагуна как в рекламе Баунти — великолепные пейзажи, чистейшая лазурная вода, скалы и чайки. Мы купались, собирали ракушки, обедали с капитаном и веселились. Во время ныряния в этих живописных местах я заметил панику на лице одного из моих учеников. Конечно, все это было мне хорошо знакомо — бегающий взгляд, бледное лицо, неуверенные голос и движения, скованное тело, руки дрожат, слезы на глазах, отговаривания, желание убежать и спрятаться… И это у ПЛАВАЮЩЕГО ребенка!
Неврологи, психологи и прочие специалисты могут называть эти страхи «паническая атака», «истероидный тип характера, склонный к проявлению водобоязни», «аквафобия», «гидрофобия» и тому подобное…
Просто жуть берет от этих умных слов…
Но для меня, как для тренера, важно не как это назвать, а как помочь человеку в любом возрасте преодолеть эту проблему.
Очень часто ко мне на занятия приводят детей со страхом погружения, водобоязнью, паникой при попадании воды на лицо, в нос и уши. Это не только малыши, но и достаточно осознанные дети. Есть у меня и совсем взрослые ученики с такой проблемой — мужчины и женщины разных возрастов (об этом я напишу отдельно). Иногда случается так, что паника проявляется в новой обстановке внезапно, и человек или его близкие оказываются не готовы к такому повороту событий. Ведь паника — это не просто боязнь. С ней не поборешься. Ее не убедишь, не уговоришь. И от нее невозможно отвлечься. Паника вырастает из внезапных испугов, стрессов и страхов, как очень сильная защитная реакция.

Тема гидрофобии (боязни воды во всех ее проявлениях) очень интересна для меня как для тренера, и я хочу поделиться своими наблюдениями и практическими советами. Обязательно напишу, как справится с боязнью погружения/ темной воды/ глубины — если вы уже солидный взрослый человек, и мама с папой не приведут вас за ручку к доброму тренеру. А так же поделюсь опытом — как поступить, если вы обнаружили подобные страхи у вашего ребенка.

Итак, паника в воде. Инструкция к действию:

  • Наблюдаем за ребенком, фиксируя изменения в поведении. Замечаем его состояние, нет ли реакции страха, бледности, тошноты, сухости в рту, трясущихся рук, беспокойного поведения или чего-то еще необычного.
    Главное, самим этих эмоций не испытывать. Например: ребенок плачет (вода попала в нос, захлебнулся) — реагировать спокойно, обнять, отвлечь, поиграть. Не допустить превращения испуга в паническую атаку.
  • Распознаем манипуляцию, если она есть. Бывает так, что явных поводов для водобоязни нет (например, поводом могут быть: волны, новый водоем, открытое море, прыжки с катамарана/лодки, трава в воде, ветер сильный штормовой и прочее), а ребенок упорно утверждает что он боится. И купается с истерикой. Возможно,— это манипуляция. Особенно касается детей младше 8 лет. Они хотят вашего внимания, ирать и купаться с вами, кататься на плечах, сбрасывать с матраса (в общем, находиться с родителем в тесном контакте).И их желания часто не совпадают со взрослыми. Если такое случилось, уделите внимание! Да, дети манипулируют нами и довольно часто. Но мы уже выросли и понимаем, что при дефиците внимания у ребенка формируются отклонения в поведении, подключается психосоматика и на пустом месте реально возникают различные фобии. И мы можем помочь не допустить этого! Знаете, сколько есть на воде способов играть и избавляться от страхов? Не счесть! Зарядите личным примером ныряния, бесстрашия, веселья! И возможно, это станет решением проблемы.
  • Понять и принять — это не Шоу на Первом. Искренне допустите, что ваш ребенок имеет право бояться глубины, крабов, медуз и волн, а так же толстую тетку рядом, чужого дядьку в полосатых трусах и т.д.. Вспомните об особенностях возрастной психологии, о богатом воображении, о смешении в голове ребенка выдуманного и реального. Нам не понять. Но не разрешив ребенку испытывать боязнь, мы рискуем нарушить естественный процесс его психологического роста. И так же стать черствыми взрослыми, погрязнуть в своих ожиданиях, и упустить счастье быть «в моменте». Вспомните, что сказал щенок котенку Гаву: «А давай бояться вместе?». Примите это как факт. Тогда у вас не возникнет вопрос: «Как так получается, что ребенок в бассейне плавал, а на море боится?». Прото он ребенок и может побояться немного. Но мы любим его и это скоро пройдет.
  • Установить контакт — не такая сложная задача, если вы искренни, не строите иллюзий, не питаете ожиданий, приняли право ребенка бояться. Душевный контакт отличается от «слушай меня сюда!», и не имеет ничего общего с позицией «нечего бояться, я сказал!». Ребенок начинает слушать только тогда, когда есть контакт. По-другому никак.
  • Действовать/говорить что-то, отвлекать или уговаривать начинаем после выполнения всех предыдущих шагов.
  • ВНИМАНИЕ! У мальчиков и девочек восприятие разное.Бесполезно мальчиков уговаривать, а девочек тащить на свою спину «давай я тебя покатаю». Мужская психика лучше всего воспринимает действия — это научный факт. А женская — быстро «переваривает» слово. Пользуемся этим в ежедневном общении.

Например: для мальчика подойдет вариант действий для папы: «Давай прокатимся на моей спине? Я повезу, а ты надевай очки и смотри, какое дно и кто там. Договорились?». Или вот еще: «Ничего, что ты боишься прыгать. Иногда мужчины боятся, и я тоже. Прыгнем вместе. Я тебя буду крепко держать!».

Или вариант действия для мамы — стать слабой и беззащитной, чтобы ваш сын геройски вас повел в море. Уважаемые мамы, станьте для сыновей принцессами, и они с радостью кинуться в волны и глубину, чтобы быть вашими рыцарями. Проверено в лагере на моей супруге, с дюжиной мальчишек разного возраста. Мама может сказать, например: «Сынок, что-то мне одной боязно идти купаться. Может ты сходишь со мной? Все-таки, когда за мной следит мужчина — купаться безопаснее». Или играете в игры с мальчиком, где он — храбрый воин, ловец крабов, подводный монстр, выныривающий из глубины на купальщиков и т. д.

С девочками вариант действий не прокатывает. Нужно поговорить. Заходите в воду вместе и разговаривайте: о бассейне, о тренировках, о тенере, о играх, в который сейчас поиграете, о воде и погоде, о ваших мыслях. Говорите, какая она умница, как вам с ней хорошо купаться — создайте эмоции радости и комфорта. И говорите, говорите, говорите. За разговором заходите в воду все глубже. Так вашей девочке будет комфортнее.
Можно еще вместе придумать вариант помощи, приемлемый для ребенка. НЕ ПОДОЙДУТ варианты: «да ладно тебе, нормальная вода», «ты же пловец! в бассейне вон как плаваешь! а тут боишься? ты что, трус?», «ой, давай только без твоих слез… в прошлом году купалась и ничего не боялась — а в этом устроила…» Подобрать нужные слова, а тем более действия — сложно. Требует много сил и большого вклада в отношения. Опять же здесь индивидуально выбираем тактику для мальчиков и девочек, для бойких и тихонь, для упрямых, для увлекающихся…

Подойдет всегда работающая техника «вопрос-ответ» — когда вы спрашиваете ребенка, как бы он поступил, если бы вы боялись воды/волн/крабов. Как бы он вас уговорил, как повел купаться. Что бы сказал. Во что бы поиграл…
По этой теме вспоминаю примеры из лагеря  постоянно…Ведь там возникали разные страхи и трудности совершенно неожиданно, и справляться приходилось в режиме нон-стоп, на ходу придумывая решения.
Желаю вам и вашим детям никогда не испытывать страха к воде!

Автор: Юрий Баранов

На фото: ученики Юрия Баранова в лагере

Notice: Undefined index: accept in /home/u/ubaranov/sc-ub.ru/public_html/wp-content/themes/fnstar/footer.php on line 16
+
Регистрируясь на сайте, а так же предоставляя консультанту компании необходимые личные данные (фамилию, имя, отчество, дату рождения, данные паспорта и проч.) я соглашаюсь с передачей, обработкой и хранением моих персональных данных, и подтверждаю, что согласие является добровольным. Соглашение о соблюдении конфиденциальности персональных данных
Back To Top